Аристотель Фиорованти — создатель Череменецкого монастыря? Не исключено.
Аристотель Фиорованти — создатель Череменецкого монастыря? Не исключено.
С древних времен человечеству было свойственно выделять и систематизировать рукотворные шедевры, заставляющие восхищаться всех. Еще тысячи лет назад родилось понятие «семь чудес света», включавшее в себя египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса Олимпийского, висячие сады Семирамиды, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский и Александрийский маяк. Но и в сегодняшние времена, как и сотни лет до нашей эры, люди продолжают вносить в эту «великолепную семерку» новые и новые творения рук человеческих, взамен утраченных. И что интересно, рейтинг таких чудес составляется не только по всему миру, но и по странам, и даже регионам.
Держу в руках калужскую областную газету «Весть», в которой читатели определяют «семь чудес калужской области», включив в их число общероссийскую православную святыню – Оптину пустынь. Если бы подобный конкурс – опрос проводился в Лужском районе Ленинградской области, то более чем уверен, что одним из «чудес Полужья» был бы назван Череменецкий Иоанно – Богословский монастырь.
Любой исследователь, писавший о Череменецком монастыре, всегда начинает свое повествование с того, что история обители «уходит в седую древность». При этом отправной точкой все называют чудесное явление образа Святого Апостола Иоанна Богослова крестьянину Мокию, жителю деревни Русыня, которое произошло на острове Череменецкого озера. Об этом удивительном явлении был извещен Великий князь Иван III, находившийся в то время под стенами непокорного Новгорода, часть жителей которого решила «отложиться» в сторону Литвы.
Известно, что в 1477-78 г. г. Великий князь Московский Иван III предпринял несколько походов на «господин Великий Новгород», в результате которых, как писал историк С. И. Соловьев, «…особый быт города был приведен под его волю, а вечевой колокол из Новгорода переехал в Москву, и поднят был на колокольню на площади кремлевской, дабы звонить вместе с другими колоколами».
Именно во время осады Великого Новгорода, как свидетельствуют дошедшие до наших дней источники, князю и донесли об удивительном событии. Как мог реагировать на это сообщение Иван III, считавший своим небесным покровителем Иоанна Богослова? Во-первых, видеть в чуде доброе предзнаменование того, что дело будет решено в пользу Москвы, а во-вторых, повелеть о строительстве храма на месте чудесного явления. Авторы многотомного издания «Монастыри. Санкт – Петербургской епархии» Г. П. Райков и Ю. Ю. Черемская считают, что поручить такое строительство можно было только одному человеку – известному архитектору Аристотелю Фиорованти, находившемуся в войске Иван III сразу на двух должностях: военного инженера и начальника артиллерии. Кстати с 1479 г. по 1482 г. (до участия в походе на Казань) никаких сведений о знаменитом архитекторе летописи не содержат. Авторы упомянутого труда не без основания делают вывод о том, что в эти годы Аристотель Фиорованти строил каменный пятиглавый собор Череменецкого Иоанно – Богословского монастыря. Как известно, по проекту и под началом Фиорованти, до похода на Новгород, было завершено строительство также пятиглавого Успенского собора в Московском Кремле, что только подтверждает право на существование выдвинутой гипотезы. Так что же нам известно об Аристотеле Фиорованти?
Исторические источники свидетельствуют, что будующий мастер родился в итальянском городе Болонья, между 1415 и 1420 годами. Архитекторами были дед, отец и дядя Аристотеля. Впервые имя его было упомянуто в городской хронике Болоньи в 1436 г., когда Фиорованти доверили отлить и поднять на тридцати метровую высоту большой колокол. Вообще-то известность к будущему знаменитому архитектору пришла, первоначально, как к специалисту по отливке и установке колоколов. Так, по заказу кардинала Виссариона, он отлил для Болоньи такой колокол, для подъема которого пришлось изобретать специальную лебедку. Ну а в 1455 г. в своем родном городе Аристотель совершил настоящее чудо: передвинул на десять метров колокольню со всеми колоколами. Как он это сделал, городские хроники умалчивают. Впрочем, чудеса продолжались и дальше. В небольшом городке Ченто, что расположен рядом с Болоньей, вдруг наклонилась башня, «по примеру» известного Пизанского сооружения. Испуганные горожане пригласили «авторитетного волшебника» исправить это дело. Фиорованти, чье мастерство было известно уже по всей Италии, выпрямил башню, не вынув из нее ни одного кирпича! Вскоре Аристотель преуспел не только как архитектор, но и как гидротехник, построив Пармский и Кремонский каналы. После этого он был приглашен венгерским королем Матвеем Корвином возглавлять строительство моста через Дунай и возвести крепостные укрепления на случай войны с Турцией. Итоги работ Фиорованти так понравились королю, что он помимо щедрого вознаграждения возвел архитектора в рыцарское достоинство.
Однако начало семидесятых годов пятнадцатого века прервало безоблачное развитие карьеры Аристотеля Фиорованти. По ложному доносу, якобы за чеканку фальшивой монеты, римский папа Сикст VI заточил его в тюрьму, а городской совет Болоньи лишил званья «магистра инженерных работ». Вот почему, выйдя из темницы, Фиорованти с радостью принял предложение князя Толбузина, приехавшего из Москвы на поиск «каменных дел мастеров». Историки также считают, что «ориентировку» на Аристотеля дала супруга Ивана III – Софья Палеолог, которая до замужества воспитывалась в Риме при папском дворе.
В Россию Фиорованти отправился через всю Европу: через многочисленные европейские княжества и Польшу. 26 марта 1475 г. архитектор был в Москве, затратив на путешествие три месяца. Летом того же года, втайне (его сопровождал только один переводчик) Аристотель поехал во Владимир, Боголюбово, Суздаль, а затем … на берега Белого моря. По пути он осмотрел соборы в Ростове, Вологде, Ярославле и Великом Устюге. Конечной точкой путешествия стало место, названное им «Ксалоуоко», что, как догадались читатели, означает Соловки. Возвращался же архитектор через Старую Ладогу и Новгород, то есть через те места, в которых он вскоре вновь побывает вместе с войском Ивана III.
Сразу же после своего возвращения Фиорованти начал строительство Успенского собора в Москве. Историки до сих пор спорят по поводу того, что Фиорованти «забыл» на русском Севере и зачем ему нужно было ехать, точнее пробираться, в такую даль? Некоторые считают, что ехал он с целью ознакомиться с традиционным русским стилем в архитектуре, в котором надо было разобраться перед началом возведения собора. Другие же считают, что нужды в этом не было, так как русский (византийский) стиль церковного строительства он «схватил» сразу. Возникает загадка, ответ на которую пытаются дать исследователи тайн русской истории А. Рыбалка и А. Синельников – авторы книги «Тайны русских соборов». По их мнению, Аристотель Фиорованти побывал на русском Севере для того, чтобы узнать уникальный метод литья «белого камня», разработанный русскими мастерами и утраченный после монголо-татарского нашествия. Сохранялся же он, в то время, только в северных землях Руси, куда бежали оставшиеся в живых мастеровые. Получив этот секрет, Фиорованти в кратчайшие сроки возвел Успенский собор, а следом за ним каменный пятиглавый сбор Череменецкого Иоанно – Богословского монастыря. Как считают авторы указанной книги, архитектор узнал такую тайну, из-за которой Иван III не захотел отпускать его из России. Для того, чтобы подобного соблазна у знаменитого итальянца не возникало, Фиорованти «положили» невиданное по тем временам жалование, равное десяти рублям в месяц. Достаточно сказать, что это была стоимость отнюдь не малой деревни!
Перенесемся же в лужские места. Вот что пишут о пятиглавом соборе Череменецкого Иоанно – Богословского монастыря современные исследователи: «В 1558 – 1583 годах ливонцы, захватив псковские земли, безжалостно разрушали православные святыни. Собственно так же, как через сто лет, в 1680 году, это делала Литва, и так же, как еще почти через три столетия это делали немцы. Но ни те, ни другие, ни третьи так и не смогли разрушить этот собор. Вдумайтесь только – храм простоял более полтысячи лет-почти шесть веков! Это говорит о высоком качестве проекта и самой постройки».
Ну что ж, круг замкнулся. Версия о том, что Фиорованти овладел секретом литья и кладки суперпрочного «белого камня», перешедшим к нему от мастеров русского Севера, находит еще одно подтверждение уже на Лужской земле. Дальнейшая же судьба обители, относящаяся к середине века двадцатого, когда большая часть шедевра знаменитого зодчего была уничтожена, трагична в своей типичности. Но как говорит «книга - книг»: «Есть время разбрасывать камни и время собирать камни». История Череменецкого Иоанно – Богословского монастыря продолжается!
Член–корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб) А.И. Обухов