Яндекс.Погода

Лужский след забытого художника

Лужский след забытого художника

Знатоки истории лужского края, при упоминании имён тех, кто запечатлел на своих полотнах красоты нашего «Крыма на Севере», обязательно перечислят таких знаменитых русских художников, как И.Н. Крамской, К.А. Савицкий и И.И. Шишкин. В историко-краеведческих очерках, опубликованных в последнее время на страницах лужских изданий, довольно подробно описано пребывание этих мастеров кисти в окрестностях Луги. Однако список выдающихся русских живописцев XIXвека, в судьбе и творчестве которых Луга сыграла не последнюю роль, можно и нужно значительно расширить.

Прежде всего речь пойдет о замечательном, но на сегодняшний день незаслуженно забытом пейзажисте Арсении Ивановиче Мещерском (1834-1902 гг.), создавшем в 1864 г. свой маленький шедевр – картину «Вид в окрестностях Луги», за которую он получил звание академика живописи. Так что же известно о жизни и деятельности этого художника? Сразу же замечу, что личность А.И. Мещерского таит в себе много загадочного для любого исследователя. Тем немногим, кто пытался выяснить кем были его родители, приходилось констатировать, что «…его происхождение до сих пор вызывает споры, а ранняя биография полна тайн и загадок». Известно только, что родился А.И. Мещерский и рос в Вышневолоцком уезде Тверской губернии, в имении, расположенном на берегу реки Мета,

впадающей в озеро Ильмень. Всю жизнь его сопровождали слухи о том, что он является внебрачным сыном одного из князей Мещерских, непобоявшимся дать свою фамилию бастарду. Что ж, такие случаи в русской истории не редкость. Многие, наверное, слышали о том, что знаменитый русский поэт Василий Андреевич Жуковский являлся сыном помещика А.И. Бунина и пленной турчанки Сальхи, привезенной барину его крепостным, вернувшимся с русско-турецкой войны. Вот только фамилию свою барин не захотел дать отпрыску, а попросил, чтобы его усыновил дворянин Андрей Григорьевич Жуковский, живший у хозяина имения.

Что же касается Арсения Мещерского, то постараюсь изложить свою версию появления на свет будущего живописца. Как известно, древний княжеский род Мещерских ведет свое происхождение от ширинского князя Бахмета Усейноввича, «засевшего» в Мещере в 1298 г. Многие из Мещерских служили полковыми и городовыми воеводами в XVI-XVIIвеках, а в XVIII-XIXвеках занимали высшие административные должности империи и были внесены в родословные книги Костромской, Тульской, Черниговской и Санкт-Петербургской губерний. И уж если судить по русской пословице, говорящей о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», то претендентом на отцовство может считаться Элим Петрович Мещерский, служивший по дипломатическому ведомству в Дрездене (1825-1829 гг.) и Турине (1829-1832 гг.). В 1926 г. семнадцатилетний князь стал камер-юнкером, а в двадцать пять лет (1834 г.) был уже камергером. Почему автор этих строк прочит в отцы Арсению Мещерскому именно Элима Петровича? Да вот почему. В отличие от других князей Мещерских, бывших ревностными служаками, возглавлявших гвардейские полки, Элим Мещерский своими дипломатическими делами занимался весьма мало, предпочитая проводить значительную часть времени в кругу художников и литераторов. Известно и то, что он сам сочинял стихи и нередко его можно было застать за мольбертом. И ещё один факт, который можно привести в доказательство этой версии. Вглядитесь в фотографии Арсения Ивановича Мещерского и законнорожденной дочери Элима Петровича Марии Мещерской. Не только на мой взгляд, сходство поразительное. И уж если речь зашла о Марии Элимовне Мещерской, приходящейся Арсению Ивановичу, согласно выдвинутой версии, сводной сестрой, то не забуду упомянуть, что она являлась первой любовью будущего императора Александра III, с которой связать свою судьбу ему не разрешил отец. Впрочем, это уже другая история.

Конечно, во главе всего стоял талант самого Арсения, но не стоит забывать, что для поступления в Императорскую Академию художеств, которое произошло в 1854 г., нужно было иметь и достаточное количество «презренного металла». Три года, получая вспомоществование от неизвестного покровителя, Арсений Мещерский провел в стенах Академии, изучая технику живописи под руководством таких корифеев как Ф.А. Бруни, Т.А. Нефф, С.М. Воробьев.

Если двое первых создали полотна, которые можно назвать эталонами классицизма (достаточно вспомнить картину Ф. Бруни «Медный змий»), то Сократ Воробьев являлся наставником целой плеяды русских пейзажистов. Надо отметить, что мастерству изображения русской природы у него учился не только Мещерский, но и такие прославленные мастера как Шишкин и Клевер.

Три года учёбы не прошли даром и в 1857 г. Арсений Мещерский получил серебряную медаль первой степени за полотно «Утро в окрестностях Фридрихсгамена». В этом же году, на средства невидимого покровителя, Арсений выехал в Швейцарию, чтобы продолжить обучение у живописца и графика Александра Калама, являвшегося к тому же членом-корреспондентом Петербургской Академии художеств. Калам, по свидетельству современников, был удивительно чуток и внимателен к ученикам, радуясь каждому, хотя бы маленькому, успеху подопечных. Позже, когда А. Мещерский стал считаться знаменитым пейзажистом не только у себя в стране, но и за рубежом, он неизменно повторял, что именно у швейцара Калама научился работе с русским пейзажем.

Швейцарская «командировка» отточила стиль живописца. На Академической выставке 1859 г. за присланную картину «Швейцарский вид» он получил золотую медаль первой степени и звание классного художника (не путать со сленговым выражением «классно» - А.О.). Правда, швейцарский период жизни на этом не закончился. В 1861-63 гг. Мещерский пишет пять швейцарских видов, а затем едет в Германию, чтобы увидеть полотно Рубенса и Рафаэля в Дрезденской галерее.

Но вот настал 1864 год – год возвращения на родину в Петербург, летом этого же года живописец посещает наш город, где пишет картину «Вид в окрестностях Луги». Конечно, чёрно-белое воспроизведение картины значительно уступает своему искрящемуся голубизной озера и золотом песка оригиналу. Говорят, что любимым выражением художника, когда ему нравился какой-то уголок природы, были слова: «Это великолепие так и просится на холст!» Чувствуется, что именно с таким настроением Аркадий Мещерский наносил краски на полотно. Кажется, что можно ощутить ладонью шершавость стволов этих затемнённых вековых сосен, цепляющихся оголёнными корнями за прибрежный песок. Где создавалась эта картина? Берег какого из лужских озёр здесь изображен? Впрочем, даже и не важно. Просто всё это до боли знакомо и глядя на пейзаж Мещерского хочется думать, что всё это было, есть и, дай Бог, будет всегда!

За картину «Вид в окрестностях Луги» А.И. Мещерскому присвоили звание академика пейзажной живописи и, таким образом, им была взята новая профессиональная высота.

Спустя три года Арсения Мещерского включают в свиту великого князя Алексея Александровича, сына императора Александра II, совершавшего кругосветное путешествие. Вместе со своим патроном живописец посетил Северную Америку, обогнул мыс Доброй Надежды, и возвратился во Владивосток, с заходом в порты Китая и Японии. Естественно, что на такой вояж академик живописи вряд ли мог рассчитывать, если бы в его жилах не текла кровь князей Мещерских, а отношения с представителями правящей династии не были столь доверительными.

Вернувшись из кругосветного путешествия, Мещерский вновь отправился в поездку по России. О себе он говорил так: «Я нахожусь в мастерской до тех пор, пока мои ладони помнят и ощущают грани скалистых уступов, а лёгкие ещё наполнены ароматом лугов». А вот что писали в те времена критики о творчестве А.И. Мещерского: «Мещерский принадлежит к категории романтических пейзажистов, как по своему пониманию природы, так и по своему таланту. Глубокое поэтическое чувство, проявляющееся в каждом из его пейзажей, фантазия, не ограничиваемая пределами, точным воспроизведением данной местности или данного уголка природы, нечто ласкающее глаз и приятное чувство, - вот, в сущности, характерные особенности пейзажа г. Мещерского».

Все, вроде бы, складывалось удачно. Живописец получил общественное признание. В конце 70-х годов он постоянно участвует в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений вместе с такими прославленными живописцами как Ю.Ю. Клевер, Л.Ф. Лагорно, В.В. Верещагин. Однако «охота к перемене мест», сопряжённая со стоянием у мольберта в зимнюю стужу, а ещё и суровый петербургский климат, к которому живописец так и не привык, сыграли роковую роль в его жизни. В 1879 г. Мещерский перенёс сильнейшую пневмонию, после которой стал страдать от приступов удушья. Спасал только отдых в Крыму, да нечастые поездки в Италию. Но художник не сдавался. Одни только названия картин, таких как «Южный пейзаж», «Закат солнца в лесу», «У лесного озера, «В кочках», написанных несмотря на прогрессирующую болезнь, говорят сами за себя.

Постепенно к Арсению Ивановичу пришла и мировая слава. Его пейзажи демонстрировались на Всемирных выставках в Лондоне, Вене и Париже. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» по этому поводу писала: «Маститый профессор Академии художеств, пейзажист А.И. Мещерский открывает… в залах «Постоянной выставки» на Невском проспекте, против Казанского собора, выставку своих картин - замечательных как по жизненности, так и по артистической технике. Имя художника, пользующегося европейской известностью, настолько знакомо, что всякие комментарии к нему излишни». В 1886 г. А.И. Мещерский «за особые труды на художественном поприще» был награждён орденом Анны третьей степени.

До конца своих дней живописец создавал удивительнее пейзажи, а потом перешел на журналистскую графику, постоянно сотрудничая с журналами «Живописное обозрение» и «Гусляр». В ноябре 1902 г. газета «Новое время» сообщала: «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга. Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы». Говорят, что смерть застала Арсения Мещерского в тот момент, когда он дорисовывал свой последний пейзаж. С годами, к сожалению, имя этого талантливого живописца стало упоминаться всё реже и реже. Сейчас же о нём знают только искусствоведы, да немногие поклонники его творчества. Радует тот факт, что во «Всемирной паутине» создан сайт, посвященный этому выдающемуся мастеру пейзажа и теперь каждый желающий может полюбоваться его шедевром – картиной «Вид в окрестностях Луги».

 

А.И. Обухов,

член-корреспондент

Петровской академии наук и искусств (СПб)


  • Уважаемые жители Лужского района! Участвуйте в областной акции и заполняйте анкету «Народной экспертизы» в интернете, на официальном портале администрации Ленинградской области
  • Большой этнографический диктант 3.11.2017
  • Портал государственных услуг Российской Федерации
  • Инвестиционное развитие территории Ленинградской области
  • На данной странице приведены ссылки на три ресурса, где размещены сведения о лицах, пропавших без вести

Copyright (c) 2010-2017. Официальный сайт администрации Лужского муниципального района.
Использование любых материалов разрешено при условии наличия ссылки.