Церковь во имя Вознесения Господня (Самро)

Церковь во имя Вознесения Господня (Самро)

Местоположение: Лужский район, Осьминское сельское поселение, с. Самро.

НА КАРТЕ

Сайт: https://vk.com/club124085804

Каменный храм с приделами Апостолов Петра и Павла и Рождества Пресвятой Богородицы сооружен в 1909 году выстроен рядом с деревянным Воскресенским храмом в старинной деревне Песье. Здание представляет собой однокупольную постройку в духе эклектики с колокольней. Церковь не действовала с октября 1937 года, закрыта в ноябре 1939 года (передана под сельский клуб). Храм действовал с марта 1942 по начало 1945 года. 13 мая 1947 года Леноблисполком отказал еврующим в открытии закрытой в 1945 году церкви. В марте 1953 года пустовавшее здание передано колхозу "Красный Самряк" под склад с условием не изменять фасад.Здание церкви сохранилось.Сохранились остатки интерьера.

Имеется источник, на котором по преданию исцелялись люди с проблемами зрения.

В настоящее время храм взят иереем Павлом с Осьмино на окормление.

       

История деревни и храма

Самро  (Рельской),  храмы  Песьего(Пясьего?)  погоста.
     Деревня  Самро  находится  на  юго-восточном  берегу  одноименного  озера,  на  дороге  Осьмино – Сланцы  (через  Рель,  см. выше).  В  древности  здесь  находился  центр Песьего(Пясьего?) погоста Сумерской волости.Находящаяся  при  погосте  деревня  до  1910  года также называлась  Песьей,  затем  получила  новое  официальное  название – Алексеевское.  Но  это  название  так  и  не  прижилось.  В  народном  обиходе  деревню  продолжали  именовать то 
Песьей,то  Самро.  В  документах  1940-х  годов  эти  названия   иногда  писались вместе,  через  дефис: д. Песье-Самро.
    О  древности  д. Самро  свидетельствуют  многочисленные  курганы,  расположенные  в  ее  окрестностях,  в  том  числе  и  в  непосредственной  близости  от  сохранившегося  здания  церкви.  Деревня  примечательная  тем,  что    здесь  в  1700 г.  останавливался   Петр  I,  следуя  походом  под  Нарву.
    С  конца  XVIII  века  д. Самро  относилась  к  Гдовскому  уезду  С.-Петербургской  губернии,  была  вотчиной  императорской  семьи,  в частности, одно  время  принадлежала  императрице  Марии  Александровне,  супруге  императора  Александра II.
    Храмы  Песьего  погоста  до  сих  пор  остаются  малоизученной  темой.  Известно,  что  первые  сведения  о  находившейся  здесь  древней  церкви  относятся  ко  второй  половине XVI века.   Согласно  справочнику  «Земля  Невская  Православная», церковь  была  деревянной,  освященной  во  имя  Покрова  Пресвятой  Богородицы.  Упоминание  о  ней  впервые  приводится  в  Писцовой  книге  1576  г.  Последнее  сообщение  о  ней  относится  к  1660 г.  Возможно,  что  Покровская  церковь  в  Самро  была   уничтожена  в  ходе  русско-шведских  пограничных  конфликтов  конца  XVII  века.
    Следующий  храм  на  Песьем  погосте  появился  лишь  в  1737  г.  Он  был  освящен  во  имя  Воскресения  Христова.  Строили  его  на  средства  прихожан.  Будучи  деревянной,  эта  церковь  была  восстановлена  после  пожара  в  1756  г.  и  простояла  на  данном  месте  полных  два  столетия.
    К  сожалению,  мы  не  располагаем  сколько-нибудь  подробным  описанием  этой  церкви,  или  ее  фотографиями.  Нам  известно,  что  это  был  однопрестольный  храм,  рубленый,  на  каменном  фундаменте  с  купольным  перекрытием  алтарной  части,  полуциркульными  сводами,  колокольней  и  наружной  окраской  стен.  Известно  также,  что  с  1849  г.  при  церкви  была  открыта  церковно-приходская  школа  и  что  церковный  приход  уже  во  второй  половине  XIX  века  был  довольно  многочисленный,  включая  деревни:  Будилово, Вагошку,  Извоз,  Глиненку,  Славянку,  Горестицы,  Замошье,  Жог,  Новоивановское,  Мхи,  Шимы  и  др.  В  самой  деревне  Песье  находился  71  двор,  другие,  наиболее  крупные  деревни  были  Горестицы – 48  дворов,  Жог  и Славянка,  в  каждой  по  27  дворов.
    К  концу  XIX  века  деревянная  Покровская  церковь,  очевидно,  перестала  удовлетворять  потребностям  многолюдного  прихода  и  было  решено  воздвигнуть  рядом  с  ней  новый  более  поместительный  каменный  храм.
    Разработку  проекта  каменной  церкви  на  Песьем  погосте  произвел  гражданский  инженер  Семен  Иванович  Андреев  (1863 – ок. 1930),  который  кроме  ведения архитектурной  практики  являлся  членом  или  руководителем  ряда благотворительных  обществ.  Он  был  создателем  разнообразных  по  назначению  построек,  включая  санаторий  в  Малой  Вишере.  Церковь  в  Самро  является  ярким  примером  церковных  зданий,  построенных  им  в  Санкт-Петербургской  губернии.  Ее  проект  был  разработан  С.И. Андреевым  в  1901 г.,  строительство  окончено  к  1909 г.
    В  существующей  литературе  каменную  церковь  в  Самро  именуют  во  имя  Вознесения  Господня.  Однако,  в  других   источниках  каменный  храм  в  Самро  называется  как  и  его  деревянный  предшественник – Воскресенской  церковью,  что  более  соответствует  традиции  преемственности  посвящения  при  замене  старой  церкви на новую.
   Архитектура каменного храма в Самро решена в национальном стиле, таким, как его понимали русские зодчие конца XIX – начала ХХ века. Ярким представителем этого стиля был В.А. Косяков, создатель Морского собора в Кронштадте и Покровской церкви в д. Козья Гора, расположенной неподалеку от д. Самро, на северном берегу Самровского озера (Сланцевский район). Церкви в Козьей Горе и Самро строились практически одновременно, но церковь в Самро мало в чем походит на козьегорскую, разве что сочетанием шатрового верха колокольни и шлемовидной церковной главки. По своей трактовке национального стиля – это совсем разные храмы.
Храм в Самро больше напоминает церкви, построенные по проектам А.П. Аплаксина (см. Вычелобок, Новое Островно). Это касается пропорционального решения нижнего и верхнего ярусов церкви, оформления дверных и оконных проемов, других деталей декора. Но в отличие от аплаксинских построек, Воскресенская церковь в Самро выглядит подчеркнуто монументально, благодаря объемам колокольни и церковного барабана, напоминающих крепостные башни.
С освящением каменной церкви надобность в деревянной Воскресенской церкви отпала. В 1914 г. она была закрыта. В начале 1930-х годов служила зернохранилищем, в 1937-38 гг. была переделана под клуб. После войны не использовалась. Ее, полуразрушенную, снесли в 1956-57 гг. по просьбе председателя местного колхоза «Красный Самряк».
Закрытая в 1939 г.каменная Воскресенская церковь в Самро действовала в 1942-57 гг. До начала 1990-х годов она стояла во всей своей целостности с главками и крестами. В 1993-м году храм загорелся от горящего соседнего дома. Возникшим пожаром были уничтожены церковные верхи: купольное перекрытие барабана, шатер и главка колокольни.
В 1965 г. в редакцию Всесоюзного радио пришло письмо от жителей села Самро Т.Н. Степановой и М.Ф. Федоровой. Они решили написать это письмо в ответ на передачу о том, как бережно сохраняются памятники старины в г. Суздале. В своем письме они рассказали как обстоит дело со старыми храмами в их деревне, в надежде, что там, в Москве, что-нибудь сделают для их сохранности. Попробуем пересказать это трогательное письмо двух наивных женщин, как говорится, поближе к его тексту: «… Слушая по радио вашу передачу о том, что … счастливые люди ездят по разным городам и селам и смотрят красоту памятников старины [нам] очень понравилось суздальское прошлое… так бы и хотелось рядом побыть… Вы просите написать, у кого что сохранилось из прошлого… Это очень хорошо было бы, если бы некоторые люди ценили работу людей [прошлых времен], как всякая работа делалась вручную и не было электричества и как работал каменотес и подумал бы каждый, идя громить какое-либо здание. Вот, например, у нас в селе была деревянная церковь, построенная Петром I… ножовкой и топором, шестиугольная… Ну, что же, церковь переделали на клуб и во время войны она, якобы, сгорела… Площадь была красивая…, а теперь бурьян, хлам разный. Это посреди села…
И еще… церковь поставлена… красивая, по последнему слову техники [каменная Воскресенская – авт.], три иконостаса, отделка и позолота словно вчера нанесена… Очень жаль всего того, что там было и все выбросили, растащили. Иконы так красиво писаные на дорогом дереве, рублевым узором нанесена позолота, словно кружева… люди годами работали, а они разгромили вмиг. Приезжали из Ленинграда посмотреть и были очень поражены такому неряшливому отношению к церкви. Совхоз в церковь сыпет зерно «хранить», в 57 году они ключ от верующих отобрали, а в обл. исполком написали, что верующие сами отдали.Народ хочет, чтобы они хотя бы к тому что осталось по-человечески относились, не ломали. Пусть как память о наших отцах и дедах постоит… И там же площадь у церкви. Там липы вековые, ель, тополь и что же, подъезжают машины, землю размесили, соляркой залили и тракторами задевают за эти деревья. А они заветные, и у всех такое бездушное отношение, что хочется плакать».
Заканчивается письмо просьбой помочь навести порядок, а также не передавать «по радио, кто писал и просил».

Письмо для рассмотрения было направлено в областные инстанции. В итоге все осталось по-прежнему. Все же, возможно, что обращение жителей деревни на радио сыграло свою роль, помогло дальнейшему сохранению храма. Даже сегодня каменная Воскресенская церковь производит сильное впечатление, особенно при взгляде на нее с дороги при подъезде со стороны Рели.
Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Несмотря на утраты, храм в Самро подтверждает справедливость этого сравнения. Перед нами величавая мелодия, отражающая силу русского характера, мощь той самой национальной идеи, поискам которой уделяется так много внимания в современной России.

 




  • Антитеррористическая комиссия Лужского муниципального района
  • Лужская прокуратура информирует
  • Информационно-телекоммуникационная безопасность
  • СТОП КОРОНАВИРУС
  • Бесплатное цифровое эфирное телевидение доступно каждому
  • ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
  • Государственная кадастровая оценка в Российской Федерации
  • Общественный совет
  • Сигналы гражданской обороны
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Всероссийская перепись населения 2020 года
  • Официальный интернет-портал правовой информации
  • Голосования за проекты Ленинградской области
  • Общенациональная ассоциация ТОС
  • Госуслуги.Дом
  • Дальневосточный гектар
  • Cоискание премии «Ключевое слово» – II Всероссийской общественной премии за сохранение языкового разнообразия
  • Портал государственных услуг Российской Федерации
  • Ленинградская областная телекомпания
  • Документальный фильм "От договора к Организации. 25 лет на страже коллективной безопасности"
  • Госуслуги.Дом
  • Уважаемые жители Лужского района! Участвуйте в областной акции и заполняйте анкету «Народной экспертизы» в интернете, на официальном портале администрации Ленинградской области
  • СМОТРИЦИФРУ.РФ
  • Инвестиционное развитие территории Ленинградской области
  • На данной странице приведены ссылки на три ресурса, где размещены сведения о лицах, пропавших без вести
  • Общероссийский день приёма граждан
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Copyright (c) 2010-2024. Официальный сайт администрации Лужского муниципального района.
Использование любых материалов разрешено при условии наличия ссылки.