Церковь во имя Вознесения Господня (Самро)
Местоположение: Лужский район, Осьминское сельское поселение, с. Самро.
Сайт: https://vk.com/club124085804
Каменный храм с приделами Апостолов Петра и Павла и Рождества Пресвятой Богородицы сооружен в 1909 году выстроен рядом с деревянным Воскресенским храмом в старинной деревне Песье. Здание представляет собой однокупольную постройку в духе эклектики с колокольней. Церковь не действовала с октября 1937 года, закрыта в ноябре 1939 года (передана под сельский клуб). Храм действовал с марта 1942 по начало 1945 года. 13 мая 1947 года Леноблисполком отказал еврующим в открытии закрытой в 1945 году церкви. В марте 1953 года пустовавшее здание передано колхозу "Красный Самряк" под склад с условием не изменять фасад.Здание церкви сохранилось.Сохранились остатки интерьера.
Имеется источник, на котором по преданию исцелялись люди с проблемами зрения.
В настоящее время храм взят иереем Павлом с Осьмино на окормление.
История деревни и храма
Самро (Рельской), храмы Песьего(Пясьего?) погоста.
Деревня Самро находится на юго-восточном берегу одноименного озера, на дороге Осьмино – Сланцы (через Рель, см. выше). В древности здесь находился центр Песьего(Пясьего?) погоста Сумерской волости.Находящаяся при погосте деревня до 1910 года также называлась Песьей, затем получила новое официальное название – Алексеевское. Но это название так и не прижилось. В народном обиходе деревню продолжали именовать то
Песьей,то Самро. В документах 1940-х годов эти названия иногда писались вместе, через дефис: д. Песье-Самро.
О древности д. Самро свидетельствуют многочисленные курганы, расположенные в ее окрестностях, в том числе и в непосредственной близости от сохранившегося здания церкви. Деревня примечательная тем, что здесь в 1700 г. останавливался Петр I, следуя походом под Нарву.
С конца XVIII века д. Самро относилась к Гдовскому уезду С.-Петербургской губернии, была вотчиной императорской семьи, в частности, одно время принадлежала императрице Марии Александровне, супруге императора Александра II.
Храмы Песьего погоста до сих пор остаются малоизученной темой. Известно, что первые сведения о находившейся здесь древней церкви относятся ко второй половине XVI века. Согласно справочнику «Земля Невская Православная», церковь была деревянной, освященной во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Упоминание о ней впервые приводится в Писцовой книге 1576 г. Последнее сообщение о ней относится к 1660 г. Возможно, что Покровская церковь в Самро была уничтожена в ходе русско-шведских пограничных конфликтов конца XVII века.
Следующий храм на Песьем погосте появился лишь в 1737 г. Он был освящен во имя Воскресения Христова. Строили его на средства прихожан. Будучи деревянной, эта церковь была восстановлена после пожара в 1756 г. и простояла на данном месте полных два столетия.
К сожалению, мы не располагаем сколько-нибудь подробным описанием этой церкви, или ее фотографиями. Нам известно, что это был однопрестольный храм, рубленый, на каменном фундаменте с купольным перекрытием алтарной части, полуциркульными сводами, колокольней и наружной окраской стен. Известно также, что с 1849 г. при церкви была открыта церковно-приходская школа и что церковный приход уже во второй половине XIX века был довольно многочисленный, включая деревни: Будилово, Вагошку, Извоз, Глиненку, Славянку, Горестицы, Замошье, Жог, Новоивановское, Мхи, Шимы и др. В самой деревне Песье находился 71 двор, другие, наиболее крупные деревни были Горестицы – 48 дворов, Жог и Славянка, в каждой по 27 дворов.
К концу XIX века деревянная Покровская церковь, очевидно, перестала удовлетворять потребностям многолюдного прихода и было решено воздвигнуть рядом с ней новый более поместительный каменный храм.
Разработку проекта каменной церкви на Песьем погосте произвел гражданский инженер Семен Иванович Андреев (1863 – ок. 1930), который кроме ведения архитектурной практики являлся членом или руководителем ряда благотворительных обществ. Он был создателем разнообразных по назначению построек, включая санаторий в Малой Вишере. Церковь в Самро является ярким примером церковных зданий, построенных им в Санкт-Петербургской губернии. Ее проект был разработан С.И. Андреевым в 1901 г., строительство окончено к 1909 г.
В существующей литературе каменную церковь в Самро именуют во имя Вознесения Господня. Однако, в других источниках каменный храм в Самро называется как и его деревянный предшественник – Воскресенской церковью, что более соответствует традиции преемственности посвящения при замене старой церкви на новую.
Архитектура каменного храма в Самро решена в национальном стиле, таким, как его понимали русские зодчие конца XIX – начала ХХ века. Ярким представителем этого стиля был В.А. Косяков, создатель Морского собора в Кронштадте и Покровской церкви в д. Козья Гора, расположенной неподалеку от д. Самро, на северном берегу Самровского озера (Сланцевский район). Церкви в Козьей Горе и Самро строились практически одновременно, но церковь в Самро мало в чем походит на козьегорскую, разве что сочетанием шатрового верха колокольни и шлемовидной церковной главки. По своей трактовке национального стиля – это совсем разные храмы.
Храм в Самро больше напоминает церкви, построенные по проектам А.П. Аплаксина (см. Вычелобок, Новое Островно). Это касается пропорционального решения нижнего и верхнего ярусов церкви, оформления дверных и оконных проемов, других деталей декора. Но в отличие от аплаксинских построек, Воскресенская церковь в Самро выглядит подчеркнуто монументально, благодаря объемам колокольни и церковного барабана, напоминающих крепостные башни.
С освящением каменной церкви надобность в деревянной Воскресенской церкви отпала. В 1914 г. она была закрыта. В начале 1930-х годов служила зернохранилищем, в 1937-38 гг. была переделана под клуб. После войны не использовалась. Ее, полуразрушенную, снесли в 1956-57 гг. по просьбе председателя местного колхоза «Красный Самряк».
Закрытая в 1939 г.каменная Воскресенская церковь в Самро действовала в 1942-57 гг. До начала 1990-х годов она стояла во всей своей целостности с главками и крестами. В 1993-м году храм загорелся от горящего соседнего дома. Возникшим пожаром были уничтожены церковные верхи: купольное перекрытие барабана, шатер и главка колокольни.
В 1965 г. в редакцию Всесоюзного радио пришло письмо от жителей села Самро Т.Н. Степановой и М.Ф. Федоровой. Они решили написать это письмо в ответ на передачу о том, как бережно сохраняются памятники старины в г. Суздале. В своем письме они рассказали как обстоит дело со старыми храмами в их деревне, в надежде, что там, в Москве, что-нибудь сделают для их сохранности. Попробуем пересказать это трогательное письмо двух наивных женщин, как говорится, поближе к его тексту: «… Слушая по радио вашу передачу о том, что … счастливые люди ездят по разным городам и селам и смотрят красоту памятников старины [нам] очень понравилось суздальское прошлое… так бы и хотелось рядом побыть… Вы просите написать, у кого что сохранилось из прошлого… Это очень хорошо было бы, если бы некоторые люди ценили работу людей [прошлых времен], как всякая работа делалась вручную и не было электричества и как работал каменотес и подумал бы каждый, идя громить какое-либо здание. Вот, например, у нас в селе была деревянная церковь, построенная Петром I… ножовкой и топором, шестиугольная… Ну, что же, церковь переделали на клуб и во время войны она, якобы, сгорела… Площадь была красивая…, а теперь бурьян, хлам разный. Это посреди села…
И еще… церковь поставлена… красивая, по последнему слову техники [каменная Воскресенская – авт.], три иконостаса, отделка и позолота словно вчера нанесена… Очень жаль всего того, что там было и все выбросили, растащили. Иконы так красиво писаные на дорогом дереве, рублевым узором нанесена позолота, словно кружева… люди годами работали, а они разгромили вмиг. Приезжали из Ленинграда посмотреть и были очень поражены такому неряшливому отношению к церкви. Совхоз в церковь сыпет зерно «хранить», в 57 году они ключ от верующих отобрали, а в обл. исполком написали, что верующие сами отдали.Народ хочет, чтобы они хотя бы к тому что осталось по-человечески относились, не ломали. Пусть как память о наших отцах и дедах постоит… И там же площадь у церкви. Там липы вековые, ель, тополь и что же, подъезжают машины, землю размесили, соляркой залили и тракторами задевают за эти деревья. А они заветные, и у всех такое бездушное отношение, что хочется плакать».
Заканчивается письмо просьбой помочь навести порядок, а также не передавать «по радио, кто писал и просил».
Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Несмотря на утраты, храм в Самро подтверждает справедливость этого сравнения. Перед нами величавая мелодия, отражающая силу русского характера, мощь той самой национальной идеи, поискам которой уделяется так много внимания в современной России.