Информация Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском и Лужском районах - 25.02.2022
Маркетплейс: что нужно знать потребителю
С 2019 года вступили в силу новые требования к торговым площадкам и онлайн-биржам, предоставляющим в сети Интернет посреднические услуги по реализации товаров (услуг) сторонних поставщиков (исполнителей).
Соответствующие поправки внесены в Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей» Федеральным законом от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей в их правоотношениях с теми профессиональными участниками потребительского рынка, которые, сформировав новую нишу в сегменте электронной торговли, пока даже не имеющую своего отечественного названия и чаще всего именуемую маркетплейс (от англ. online marketplace, online e-commerce marketplace — платформа электронной коммерции, предоставляющая информацию о товаре или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются оператором маркетплейса), какой-либо специальной ответственности перед потребителями в рамках законодательства о защите прав потребителей фактически вообще не несли. Данными поправками в Закон «О защите прав потребителей» введено понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)», включены нормы, устанавливающие обязанности владельца агрегатора и его ответственность перед потребителем. Понятие владелец агрегатора используется для обозначения информационного ресурса (платформы), на котором потребитель имеет возможность получить информацию о товаре (услуге), оформить заказ и оплатить его. Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце (исполнителе).
В последнее время торговля на маркетплейсах как в странах СНГ, так и во всем мире достаточно актуальна. Это связано с тем, что они стали самым быстрорастущим каналом продаж. На этот рост повлияло огромное количество факторов, в том числе и пандемия COVID-19. Маркетплейс — это торговая площадка или онлайн-платформа, на которой совершаются покупки и продажи товаров и услуг. Маркетплейс можно сравнить с большим рынком, где на одном прилавке можно найти одни и те же продукты от разных брендов и марок. На маркетплейсах покупатели ищут нужные для них товары и услуги и выбирают лучшие варианты по важным для них параметрам, например, производитель, характеристики, качество, цена и т.д. Сами маркетплейсы по большей части являются лишь связующим звеном между производителем и потребителем. Основная их цель — обеспечить успешное взаимодействие.
Структура стандартного маркетплейс:
- широкий каталог товаров (похож на ассортимент обычного онлайн-магазина, только к каждой карточке продукта добавляется бренд);
- регистрирование и авторизация пользователей и поставщиков;
- личный кабинет продавца (в нем можно следить за оборотом продукции и получать информацию о продаже);
- варианты оплаты (это важный компонент, от которого зависит успех торговли, система платежей должна быть налажена и работать без сбоев);
- блоки отзывов (чтобы повысить доверие потребителей, на маркетплейсах реализована возможность оставлять комментарии о купленной продукции и ставить рейтинг).
Главные особенности данных торговых площадок:
- Наличие сторонних продавцов.
- Один товар могут реализовывать несколько компаний, стоимость продукта чаще всего отличается.
- Размещение как услуг, так и товарных позиций.
- Получение прибыли за счет взятия абонентской платы, различных комиссий и процентов за реализацию.
В качестве примеров наиболее популярных маркетплейсов на территории России можно назвать Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, Lamoda, Беру, СберМегамаркет. Среди популярных международных маркетплейсов: Amazon, Ebay, Etsy, Aliexpress, Asos и др.
Требования к маркированию товаров маркеты предъявляют свои. На Wildberries достаточно прикрепить на упаковку штрихкод любого формата. Ozon требует генерировать штриховые коды в личном кабинете. Компания Беру при поставке маркирует целую паллету, а вот в Wildberries каждый короб должен быть промаркирован специальным штрихкодом.
Все маркетплейсы делятся на несколько видов:
- Продажа товаров. Это все маркетплейсы, на которых можно продать и купить товары.
- Продажа услуг: например, биржи фрилансеров FL.ru или Etxt, UBER, Яндекс Go.
- Продажа информации и нематериальных благ: сервисы Spotify, twitch, Google Play.
- Инвестиционные и финансовые биржи, площадки краудфандинга: Маркетплейс ЦБ, Boomstarter.
Современные технологии, которые используются при создании маркетплейса, позволяют отследить буквально каждый шаг покупателя и продавца, вовремя пресечь попытки мошенничества, а также собрать информацию и передать в правоохранительные органы, где созданы и работают специальные отделы, занимающиеся пресечением кибер-преступлений.
Вернуться к списку важных новостей