Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском и Лужском районах информирует - 04.10.2023
ПРАВООТНОШЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ И ПРОДАВЦА
Каждый день, совершая покупки, пользуясь различными видами услуг (медицинскими, гостиничными, образовательными и др.), заключая договоры на выполнение работ, необходимо помнить, что все мы являемся потребителями. Важно знать свои права и уметь ими пользоваться.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон) потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать, или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребителями не могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) для своих нужд.
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает следующие основные права потребителей:
1. ПРАВО НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРА (РАБОТЫ, УСЛУГИ)
Данное право регулируется ст. 7 Закона и означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Вред, причиненный вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению.
2. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ О ТОВАРАХ (РАБОТАХ, УСЛУГАХ).
Ст. 10 Закона установлено, что Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Полный перечень необходимой информации определен в ст. 10 Закона. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3. ПРАВО НА КАЧЕСТВО ТОВАРА (РАБОТЫ, УСЛУГИ)
Регулируется ст. 4 Закона и означает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями или требованиями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
ПРАВИЛА ДОСТАВКИ ТОВАРА: доставка товара - услуга дополнительная и магазин не вправе ее навязывать, а может только предложить, проинформировав покупателя о цене, условиях и сроках доставки. При доставке товара самостоятельно придется нести ответственность за все механические недостатки (сколы, трещины и т.д.), которые могут появиться по пути из магазина до дома. Отношения по доставке товаров регулируются главой 40 ГК РФ. Ст. 796 ГК РФ устанавливает ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа. Перевозчик несет ответственность за не сохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата или повреждение произошли по причинам, которые он не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело.
Причиненный ущерб возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась стоимость товара, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере его стоимости. Кроме реального ущерба, перевозчик обязан возвратить получателю сумму, взысканную за перевозку груза, если она не входит в его стоимость.
Оформляя и оплачивая доставку в магазине:
- не подписывайте заранее накладную на еще не доставленный товар;
- приняв доставленный товар, не спешить расписываться в получении, пока тщательно не осмотрите его на предмет наличия видимых механических повреждений. В случае их обнаружения, необходимо смело отправлять вещь в магазин и требовать взамен другой.
- обязательно сохраняйте документы, подтверждающие оказание услуг по доставке.
Эти правила помогут призвать к ответственности юридическое лицо, осуществлявшее доставку, в случае обнаружения повреждений, допущенных при неаккуратной транспортировке товара.
4. ПРАВО НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ
В соответствии со ст. 17 Закона защита прав потребителей осуществляется судом. Иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; месту жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты гос. пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
За причиненный моральный вред потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации. Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона).
При удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона).
Вернуться к списку важных новостей