Об утверждении перечня индикаторов риска нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) - 27.05.2024
Индикаторы риска перечислены в приказе Роспотребнадзора от 14 сентября 2023 года № 635 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей».
В документе 34 индикатора риска.
4 индикатора применялись с 10 сентября 2023 года и были утверждены приказом Роспотребнадзора от 4 августа 2023 года № 502:
- поступление от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, общественных объединений потребителей и других информационных источников сведений о наличии в гражданском обороте товаров, на которых содержится либо предположительно содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации (использование чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров);
- в течение календарного месяца в системе были сведения о реализации товаров с кодами маркировки, которых нет в этой базе данных, при этом доля их продаж превысила 25% среднего объема реализации товаров в одном объекте за тот же месяц;
- на последний день календарного месяца в системе была информация об остатках товаров со сроком оборота более 15 месяцев с даты ввода в него, если их объем составляет более 25% от общего объема хранимых товаров;
- на последний день календарного месяца в системе были данные об объектах, где продают на 50% меньше товаров по сравнению со средним объемом их реализации другими объектами розничной торговли в одном муниципальном образовании.
30 индикаторов введены впервые. Среди них наличие в системе «Честный знак» в течение календарного месяца сведений о розничной продаже упакованной питьевой воды:
- с указанием кода маркировки воды, которую ранее вывели из оборота.
Условие такое: доля этих продаж превысила 150% среднего объема реализации упакованной питьевой воды за тот же месяц в одном российском ретейл-объекте;
- с обозначением кодов маркировки, которых нет в системе при аналогичной доле таких продаж;
- с передачей в систему информации о реализации воды, которую не ввели в оборот. Чтобы индикатор выявили, доля этих продаж должна превышать 75% среднего объема реализации упакованной питьевой воды за тот же месяц.
Сходные показатели риска утверждены для надзора за розничными продавцами:
- товаров легкой промышленности;
- молочной продукции;
- обуви;
- шин;
- парфюмерии;
- меховых изделий;
- фототехники.
Индикаторами риска по упакованной воде, фототехнике и шубам могут стать дублирование кодов маркировки и наличие непромаркированных товаров. Для молочной продукции, помимо вышеперечисленных индикаторов, важным является фиксация сведений о реализации просроченной продукции. Парфюм, обувь и товары легкой промышленности, требующие маркировку, по основным показателям схожи с водой и шубами, но также учитывается срок нахождения товаров в обороте, превышающий два года. В точках продаж шин индикатором риска станет реализация продукции, на которой отсутствуют коды маркировки или коды повторяются, плюс если шины находятся в обороте более двух лет или соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза на такие шины не подтверждено.
Роспотребнадзор при выявлении индикатора риска может по согласованию с прокуратурой провести внеплановое контрольно-надзорное мероприятий (проверку, мониторинговую или контрольную закупку). Если в ходе нее подтвердится нарушение требований маркировки продукции, последует административное наказание за это.
Меры воздействия и принуждения предусмотрены статьей 15.12 КоАП РФ «Производство, ввод в оборот или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации». Ответственность за отсутствие маркировки несут все участники цепочки от производителя до розничного продавца: организация – производитель или индивидуальный предприниматель – производитель товаров и продукции; дистрибьютор товаров или продукции; логист (оказывающий услуги по транспортировке товара или продукции и по их хранению); продавец товара или продукции.
Вернуться к списку новстей