История деревень Лужского района - 17.11.2023
Лужское общество краеведов ежегодно проводит две конференции: в апреле и в ноябре. Апрельская конференция этого года была посвящена объявленному правительством Году педагога и наставника. Ноябрьская была посвящена теме, важность разработки которой неоднократно обсуждалась на заседаниях общества краеведов. Она получила название «История и возрождение деревень Лужского района: пути и решения» и прошла 9 ноября в помещении Центральной городской библиотеке на Набережной, 1. Конференция была организована силами Городской библиотеки и Лужской межпоселенческой районной библиотеки.
Открыл конференцию заведующий НОЦ краеведческих исследований, доцент кафедры истории России ЛГУ им. А.С. Пушкина, кандидат филологических наук С.В. Степанов. В своем вступительном слове он отметил, что лужские краеведы часто затрагивают отдельные стороны истории деревень, изучая различные темы, от биографических исследований до истории дачного отдыха в районе. При этом сама по себе история деревень изучена очень слабо. Но здесь Лужский район не является исключением: история крестьянства всего Северо-Запада до сих пор не получила должного освещения. Немного лучше других периодов изучены 1920 годы, но общей картины это сильно не меняет. А между тем, сказал С.В. Степанов, история старинных домов, собирание местных обрядов и обычаев, исследование состава сельского населения – это подлинно народное краеведение.
Срез положения крестьянского населения Петербургской губернии дает такой замечательный документ, как историко-статистические сведения 1892 года. Из них можно почерпнуть массу информации о составе населения, его грамотности, благосостоянии и роде занятий. Примерно 90% крестьян Лужского уезда ввиду трудностей земледелия и слабого развития передовых методов агротехники занимались отхожими промыслами, самым популярным из которых был лесной. Рубка и сплав леса были тяжелым трудом, но приносили довольно высокий доход. Также был распространен извоз.
Жизнь деревни более позднего, советского периода описал в своем докладе председатель Лужского общества краеведов А.В. Носков. Он рассказал, как на протяжении XX века постепенно безвозвратно терялся облик классической русской деревни. Этому способствовала масса факторов: отток крестьян на промышленные предприятия в период индустриализации, уничтожение деревень во время Великой Отечественной войны, послевоенное стирание граней между городом и деревней, когда быт сельских жителей попытались максимально приблизить к городскому, окончательно уничтожив привычный облик деревни. Тяжелый удар по сельскому хозяйству нанесли 1990 годы. А.В. Носков отметил, что какие-то позитивные сдвиги в Лужском районе стали наблюдаться только с 2015 года: растет число фермерских хозяйств, укрупняются агропредприятия, появились базы отдыха, силами местных жителей и дачников ведутся работы по восстановлению памятников архитектуры.
На конференции была затронута такая важная тема, как комплексное изучение истории деревень. С.В. Степанов поделился опытом комплексного исследования истории деревни Луговское Осьминского сельского поселения. Доцент кафедры вычислительной физики физического факультета СПбГУ С.А. Немнюгин подготовил очень подробный и интересный доклад о деревне Вычелобок.
Деревня Луговское интересна тем, что при весьма скромных размерах в ней сохранилось около 20 частных кирпичных дореволюционных домов. Памятником архитектуры регионального значения недавно признана часовня во имя Казанской Божией Матери, построенная между 1912 и 1915 годами. Все в облике Луговского говорит о зажиточности его жителей, которым жилось намного легче, чем помещичьим крестьянам – деревня Луговское принадлежала к дворцовому ведомству и была удельной. В Лужском районе тяжело найти деревню, построенную похожим образом. На ум приходит только Мроткино.
С.В. Степанов, рассматривая облик Луговского, обратил внимание на эстонские и финно-угорские черты в костюме местных жителей и облике домов.
С.А. Немнюгин очень интересно подошел к раскрытию своей темы. Он рассмотрел церковь в Вычелобке как центр округи: архитектурный, религиозный, культурный. В его докладе история храма стала многогранной, в нее вошли и судьба самого здания, и судьбы причта, и судьбы прихожан.
Храм в Вычелобке сейчас находится в удручающем состоянии, а между тем он имеет долгую историю, уходящую корнями глубоко в допетровскую эпоху. Из подробной описи церковного имущества, составленной в 1924 году, можно узнать, что в этой церкви хранились иконы XVII, XVI и даже XV веков.
С.А. Немнюгин выяснил судьбы священников церкви в Вычелобке. Отдельной большой темой является исследование расположенного здесь же кладбища. На нем похоронено немало замечательных и интересных людей, некоторые внесли ощутимый вклад в историю России. С храмом в Вычелобке были связаны семьи Муравьевых, Шереметьевых, Набоковых.
Рассматривая историю деревень, невозможно обойти молчанием тему сбора фольклора и воспоминаний местных старожилов.
С записей рассказов деревенских бабушек в свое время начался музей при библиотеке пос. Приозерный. Заведующая библиотекой Е.С. Федорова по многу часов беседовала со своими пожилыми читательницами, а потом тщательно систематизировала эти записи. Так сформировалась, по ее словам, самая ценная часть фонда ее музея – 42 альбома. В каждом – история отдельной деревни Ям-Тесовского СП, часто с подробными планами деревень, составленными местными жителями. Сохраняется память и о деревнях, сожженных в годы Великой Отечественной войны.
Е.С. Федорова призналась, что для нее было великим счастьем застать старожилов и успеть записать их рассказы.
В музее собрано множество предметов деревенского быта, представляющих историю северо-западной деревни на протяжении всего XX века. Уникальная экспозиция продолжает расширяться, местные жители несут сюда предметы, обнаруженные на верандах и чердаках старых деревенских домов.
Огромную работу проделала С.Г. Громова, руководитель семейного клуба сохранения народных традиций «Любочажье». Много лет она собирает фольклорный материал по деревням Лужского района, а в 2014 г. приняла участие в фольклорной экспедиции, организованной Петербургской консерваторией. Ее доклад посвящен деревенским старожилам – хранителям традиций. От старожилов деревень Сяберо, Серебрянка, Псоедь и других удалось записать множество рекрутских, свадебных, обрядовых песен, местных наигрышей, воспоминаний. К сожалению, старожилы уходят. Ушел из жизни житель Псоеди Николай Комиссаров, знаток традиций и мастер игры на гармошке. Ушли мастера, изготавливавшие эти гармошки (этнографы называют их новгородками), а деревенские жители знали по именам людей, которые их изготовили. Но еще в 1990 годы можно было записать истории про то, как в прежние времена гуляли свадьбы: с певческим многоголосием, с 6-8 гармошками, мандолинами, балалайками и скрыпками (на последних играли, уперев инструмент в колено, как на старинном гудке).
Деревня Псоедь – уникальный пример возрождения через туристический потенциал. Но прежде всего этот потенциал надо раскрыть. Об этом рассказала руководитель музея А.Б. Максимова.
Сейчас музей деревни Псоедь развивается в нескольких направлениях: создается палеонтологическая экспозиция (рядом с деревней есть обнажения девонского периода), проводятся мастер-классы и экскурсии, ведется сбор материала по истории деревни и др. А.Б. Максимова отметила, что при создании малого музея важно распространять информацию в интернете и не бояться участвовать в различных конкурсах. Музей в Псоеди уже несколько раз выигрывал различные гранты, что позволило вывести его на совершенно новый уровень.
Ряд докладов был посвящен духовному возрождению деревень. В Лужском районе есть люди, которые не только собирают информацию по истории храмов, но и делают все для их восстановления.
Об истории разрушенного храма в Каменке рассказала Т.С. Федотова. Храм был взорван в 1937 г. Но теперь в сохранившейся алтарной части проводятся службы, фундамент храма расчищен. Написана замечательная книга О. Попович и Т. Федотовой «Говорящие руины усадьбы Каменка (Лужского района Ленинградской области)». Церковь Покрова в Каменке обрела вторую жизнь.
Советский период в истории Каменки осветила Н.В. Василькина. В 1966 г. там был создан совхоз «Мичуринский», обеспечивший процветание деревне и работу ее жителям. В 70-80 гг. в Каменке имелась вся инфраструктура, необходимая для жизни.
До основания был разрушен и храм на погосте Верхутино (Троицкое кладбище). М.М. Мезнева рассказала, как неравнодушные местные жители выстелили бывший пол плиткой, установили кирпичный киот с мозаичной иконой Троицы на месте, где когда-то располагался алтарь. В этот храм под открытым небом можно войти, просто у него нет стен, вместо них вокруг стоят деревья старинного Троицкого кладбища.
Отец Павел Гринько, настоятель Георгиевской церкви в пос. Осьмино, рассказал потрясающую историю: недавно жители небольшой деревни Славенка Осьминского СП построили часовню. Толчком к этому послужил удивительный случай: при подготовке пляжа на Славенском озере возле берега были случайно обнаружены две керамические иконы Св. Николая. Видимо, некогда они находились в старой, теперь уже полностью разрушенной часовне.
О дошедших до наших дней старых деревенских домах деревни Малая Пустошка шла речь в докладе Н.Б. Божко. Совместное сообщение заведующей отделом краеведения Городской библиотеки М.П. Андреевой и преподавателя художественной школы А.П. Андреевой было посвящено одной из страниц биографии фотографа и этнографа А.А. Беликова. В 1929 г. он сделал несколько снимков расположенной в Лужском районе сельскохозяйственной коммуны Кудрово, передающей облик советской деревни, во многом сохранившей еще традиционный уклад.
Конференция показала, что тема истории деревень обширна и вызывает огромный интерес самых разных людей, от местных жителей до профессиональных историков. Ее дальнейшая разработка позволит по-новому взглянуть на историю Лужского района и всего Северо-Запада России.
М.П. Андреева,
заведующая краеведческим
отделом городской библиотеки
Источник и фото:https://lpravda.ru/news?id=13260
Вернуться к списку новостей